Обучение игре на фортепиано

Обучение игре на фортепиано

Просмотров: 1773

coinpayu

сразу оговорюсь, я не предлагаю обучение игре на фортепиано, тем более, что из нотной грамоты (программа общеобразовательной школы) я помню, что существует семь нот и нота ДО располагается внизу на дополнительной линии, ещё перед нотными линиями пишут красивую закорючку (если не ошибаюсь, то это скрипичный ключ).  

Эта статья размышления на тему: а вообще нужно ли детей учить играть на фортепиано или каком-нибудь другом музыкальном инструменте, стоит ли тратить деньги, силы, время и самое главное нервы свои и ребёнка.  

желание написать эту статью появилась из-за того, что мне часто приходится слышать рассказы преподавателей музыкальной школы, они часто обсуждают свою работу, учеников, проблемы, достижения и радости от их достижений, так же иногда я слышу их разговоры с родителями, коллегами. Это попытка посмотреть на данный вопрос со стороны простого обывателя, и понять ради чего необходимо так “издеваться” над ребёнком на протяжении нескольких лет. 

Немного истории, в царской России все дворянские дети должны (хотя правильнее будет, обязаны) были уметь писать стихи, танцевать, музицировать (играть на музыкальном инструменте), естественно знать иностранный язык и плюс к этому ещё разбираться в ведении домашнего хозяйства. Спрашивается, а зачем, материально ребёнок уже обеспечен, статус в обществе назначен по праву рождения, и уж точно родители не планировали, что их ребёнок станет Чайковским или Моцартом, будущее мальчика – это военная или государственная служба, ну а девочке – это удачно выйти замуж. 

После революции, когда большевики искореняли всё, что связанно с “гнилым царским” прошлым, почему-то музыкальные школы были созданы, и обучение в них было престижным, при всём бесплатном советском образовании, здесь родителям приходилось платить и по тем временам приличную сумму. Следует вспомнить и о создании музыкальных училищ для слабовидящих и слепых детей. Задумаешься и возникает ощущение, что людям было нечего делать и поэтому они выбрасывали деньги на ветер, лучше бы учили делать табуретки, хоть какая-то польза. Так в чём причина такого отношения к музыкальному образованию у родителей и государства. 

Чтобы это понять попробуем пройти весь путь от начала и до момента выпуска из музыкальной школы. В большинстве случаев ребёнка приводят в музыкальную школу в 5-6 лет, бедное дитя оторванное от игрушек, гуляний на свежем воздухе и других беззаботных удовольствий детства.  

Обучение в музыкальной школе, как это не странно, подразумевает не только изучение нот, но и других предметов, например математики, да-да, ребёнок вынужден ещё до школьной программы понять, что такое дроби и как ими пользоваться. В начале статьи я говорил, что нот семь, я вас обманул, если посмотреть внимательнее, то та же нота ДО во второй октаве, это уже восьмая нота, а сколько всего октав и других заморочек, я о дополнительных значках и пометках в нотах, здесь мы это читаем так, а на следующей строке уже совсем по другому, здесь играем медленно, а теперь громко и быстро, исходя из того, что у пианино 88 клавиш будем считать, что и нот столько же, хотя я что-то сомневаюсь.  

Если посмотреть на сам процесс игры, то вроде бы всё очень просто, с точки зрения физики, игра на фортепиано – это последовательное нажатие на клавиши с различной частотой, правда не стоит забывать, что при этом участвую две руки, и делают они разные вещи одновременно, да кстати там у пианино и у рояля тоже есть ещё и педали, на которые время от времени следует нажимать.  

У обычного человека задействовано одно полушарие мозга, ребёнок обучаясь играть на музыкальном инструменте вынужден задействовать оба полушария (одно не справляется). Про тренировку памяти, что очень важно для любого ребёнка я уже молчу, это вам не буквы запомнить и повторить, здесь мало запомнить, что эта закорючка обозначает эту ноту, её ещё и найти надо на пианино, очень быстро нажать, при этом вторая рука должна нажать другую клавишу, а обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков”>мозг в это время должен увидеть ноты, уяснить какие именно и отдать команду мышцам сделать определённые действия, жуть какая-то и это всё на бедное дитя.  

Ну ладно, с работой рук и мозга немного разобрались, но ведь уже в шесть лет у ребёнка есть отчётное выступление, и не перед мамой, папой и преподавателям, но и перед чужими тётями и дядями. И тут выясняется, что сидишь ты неправильно, руки у тебя неправильные, и самое странное в твоей игре не виден твой ум.  

Вот здесь у меня очень серьёзная проблема с пониманием, что значит не видно моего ума, я что не на те клавиши нажал, на те, а чего ещё надо, что ищите к чему бы придраться. В общеобразовательной школе, решил пример, ответ правильный, и все довольны, учитель, что ученик усвоил материал, ребёнок хорошей оценке. А тут не та интонация, не тот ритм, не видно эмоций, по моему, они (я про преподавателей)  просто издеваются или хотят показать свою значимость и превосходство, или же, если вдуматься, пытаются донести до ребёнка, что выполнить это задание необходимо не просто на уровне механического пианино, а включить мыслительный процесс и что-то рассказать своей игрой, можно сказать ребёнка учат творить. 

 В общеобразовательной школе рассказал стихотворение (уже хорошо) с выражением вообще замечательно, а при игре на музыкальном инструменте, и “выражение” у тебя неправильное и всё как-то не убедительно, правда в общей школе учитель ведёт урок на класс из 30 учеников, в отличии от музыкальной, где работа происходит индивидуально с каждым.  

Китайцы решили и здесь не заморачиваться построили всех колонной, раздали каждому скрипку, учитель показал они повторили, в теории количество должно перейти в качество, хотя я очень в этом сомневаюсь, ведь не зря русская школа исполнительства считается лучшей в мире и у большинства великих зарубежных исполнителей преподаватели русской школы. 

Наблюдая за процессом обучения в музыкальной школе, приходишь к выводу что весь процесс построен на благом обмане. Учитель показывает нотки и объясняет, вот это так, вот тут вот так, при этом все время повторяет, видишь, как здесь всё просто. Да, да немножко что-то играет при этом, поворачивается к маме, папе или бабушке, которые присутствуют на уроке, не обращая внимания, что у них глаза квадратные, от попыток вникнуть в материал и что-то понять, им ведь дома придётся это повторить. Уверенно и бодро спрашивает у них подтверждения: ну скажите, ведь в самом деле здесь всё просто, они кивают головой, правда, не так бодро и уверено, точно совсем ничего сложного нет, ну ни капельки.  

Ребенок маленький наивный и верит в то, что все это самом деле очень просто, о том, что сами взрослые, даже под угрозой расстрела, не в состояние повторить и не имеют представления как исполнить, с какой стороны подойти чтобы хоть что-то получилось. Это нам взрослым невозможно, а для ребенка возможно все, вот так на таком скажем небольшому обмане происходит обучение.  Ребёнок, садится и делает, постепенно нагрузка и объёмы нарастают, на сегодняшний момент дети в школе уже исполняют музыкальные произведения, которые раньше 70-80 годы исполнялись только в музыкальном училище на последних курсах перед выпуском.  

Задумайтесь, ребёнок, который совершает с точки зрения взрослого невозможное и поэтому детей, которые посещают только общеобразовательную школу, не следует забывать и о тренировке по мелкой моторике, к ней мы вернёмся позже чуть в другом ключе.  

Если взять статистику большая часть детей учеников музыкальной школы отличники или хорошисты, то есть они уверенно себя чувствуют и в общеобразовательной школе, если к этому добавить ещё и музыкальное училище и консерваторию то люди которые закончили не обязательно становятся музыкантами и исполнителями, но этот багаж приобретённых навыков приводит к тому, что они достаточно уверены в своих силах и в состоянии быстро освоить и затем  работать практически по любой специальности, не боятся выступать, учится чему-то новому, за годы обучения к этому привыкли, у них хорошо поставленная речь потому что им приходится много разговаривать, плюс они достаточно дисциплинированы всё таки занятия на музыкальном инструменте подразумевают каждодневный подход к инструменту, у них очень хорошая память, потому что они вынуждены были научиться не только играть на музыкальном инструменте, что уже само по себе очень сложно, но и выучить кучу терминов, то есть в определенном смысле выучить другой язык, таким образом можно сказать, что они более интеллектуально образованы. 

Отдельный разговор по поводу музыкальных школ, в которых обучаются проблемные дети: слабовидящие, слепые, с ДЦП или какими-то небольшими отклонениями психики. Вот тут и становиться очень важным, мелкая моторика, необходимость запоминать большие объёмы информации, контролировать свои мозг и тело. 

 Когда они приходят в школу то перед преподавателем встаёт очень сложная задача как в данном случае чему-то научить ребёнка, да и перед ребёнком стоят ещё большие и более трудные задачи, чем перед обычным нормальным ребёнком, им приходится концентрироваться намного больше, но посещая школу учась игре на фортепиано они вынуждены в каком-то смысле проявлять сверхспособности, контролировать движение своих мышц, контролировать свои эмоции, развивать память, где-то речь, чтобы донести, что у них получается или не получается.  

В качестве примера приведу успешное обучение на фортепиано слепой девочки, вы только попытайтесь представить, насколько это сложно, запомнить на слух все ноты музыкального произведения, помнить и держать в голове расположение клавиш, за этот, с моей точки зрения, подвиг она удостоилась личной встречи с губернатором. 

К моменту окончания музыкальной школы все эти дети имеют очень большой прогресс, можно сказать восстановление нормальных функций человеческого организма и, что не мало важно, большую социализацию в обществе, они перестают ощущать себя неполноценными в этой жизни. 

Подводя итог, могу сказать только одно, очень жаль, что я не учился в музыкальной школе, очень многое прошло мимо меня. 

  

    

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.