Хатха-йога

Хатха-йога является одной из самых распространенных и известных областей философии йоги. Возможно, именно с этого вы должны начать знакомство с древними индийскими учениями, основанными тысячелетия назад. Не все знают, что йога — это не просто набор физических упражнений и поз (асан), направленных на предотвращение заболеваний и коррекцию организма. Любое направление йоги — это, прежде всего, внутренняя духовная практика, цель которой — постичь себя, слиться с окружающим миром, и путь к этому лежит через самопознание. Это, в свою очередь, достигается за счет практики основных этапов йоги.

Хатха-йога и подобные направления занимают лидирующее место по популярности среди людей, необходимо рассмотреть хатха-йогу как подготовительный начальный этап перед тем, как подходить к пониманию раджа-йоги. И на это есть причины. Раджа-йога является одним из четырех основных, классических видов йоги, наряду с бхакти-йогой, карма-йогой и джнана-йогой. В течение XX века хатха-йога получила признание во многих странах и, по сути, выделялась в самостоятельное направление. На основе этой методики разработано много других практик, в которых также используются элементы хатха-йоги.

Хатха йога:четыре составляющих её элементов

На начальных этапах обучения, упражнения хатха-йоги заложат хорошую основу для последующего прогресса в духовном и физическом самосовершенствовании. Не случайно, что хатха-йога считается подготовительной системой или первой частью в изучении раджа-йоги. Это связано с тем, что в хатха-йоге внимание уделяется первым четырем компонентам аштанга-йоги, тогда как в раджа-йоге полностью представлены восемь стадий (элементов), включая первые четыре.

Чтобы у вас было более четкое представление о том, что здесь обсуждается, вам необходимо обратиться к происхождению термина «аштанга». Иногда оно ассоциируется с названием другого направления в хатха-йоге, но на самом деле слово «аштанга», означающее «восемь», символизирует количество шагов в практике раджа-йоги. Четыре начальных уровня принадлежат хатха-йоге:

Яма — это соблюдение моральных принципов, таких как ахимса — принцип ненасилия, брахмачарья-аскеза, сатья-правдивость и т. Д. Их пять;

Нияма также состоит из пяти правил, которые больше сосредоточены на внутреннем самосовершенствовании и преданности духовному;

Асаны — это статические позы, которые будут подробно обсуждаться ниже;

Пранаяма — различные дыхательные практики. Они помогают контролировать и перенаправлять энергию в организме.

Резюмируя вышесказанное, мы можем объединить практику Ямы и Ниямы в единое целое, что приводит нас к определенному набору правил жизни (которые практически не отличаются от 10 заповедей), которых следует придерживаться.

Асаны (статические позы) предназначены для тренировки и гармоничного развития физического тела, а также служат хорошей подготовкой для выполнения медитации. Ведь каждая асана, по сути, предназначена для того, чтобы во время пребывания в ней ум переключался и «уходил» от повседневных забот.

Пранаяма — это начало работы с внутренними энергиями тела. Но в отличие от асан, энергия перенаправляется не через смену поз, а через управление дыханием и его задержками.

Пока первые 4 элемента не освоены, лучше не ходить в Раджа йогу, потому что практиковать 4 высших элемента Аштанга-пратьяхары (отождествление чувств с внешними объектами, отключение их), Дхарана (концентрация внимания), Дхьяна ( чистая медитация) и самадхи (достижение просветления, растворение в Абсолюте и т. д.) — вам необходимо полностью освоить первые 4 этапа. Если вы будете неподготовлены к практике 4-х высших элементов, они не принесут ожидаемого результата. Тело и дух должны перейти от Яма-Ниямы, асан и пранаямы к высшим практикам медитации и Самадхи.

Дело даже не в том, что благодаря практике физическое тело и эмоциональная сущность человека укрепляются, а в том, что, выполняя асаны, человек соединяется с энергией Всевышнего. Во время практики позы йоги поток энергии в физическом теле перенаправляется, что также влияет на духовный аспект — происходит трансформация внутренней сущности человека и даже ее трансформация.

Интересно наблюдать, как ничего не подозревающий студент начинает осваивать асаны, например, для улучшения здоровья, и к концу формального (начального) курса обучения настолько проникся философией йоги, что вместо ряда В запутанных позах он видит гармоничную систему, направленную прежде всего на гармоничное развитие двух принципов: физического и духовного.

Выполнение асан перестает быть самоцелью и все больше воспринимается как один из многих инструментов, способствующих самопознанию.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *